Пятница, 19.04.2024
Хореография, искусство
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Главная » 2010 » Апрель » 23 » Голова и лицо
15:25
Голова и лицо

Голова и лицо

Положение головы и выражение лица имеют в танце большое значение. Без наклонов головы, без ее поворотов ни одна поза не имеет законченного вида. Выразительность лица и глаз одухотворяет позы.

Положения головы, ее наклоны и повороты изучаются уже с первого года обучения. Движения головы вводятся постепенно, сперва в préparation (при открывании рук на 2-ю позицию), затем в grand plié, épaulement, при изучении port de bras и поз.

Учащиеся во время упражнений от физической нагрузки часто напрягают шею, закусывают губы, появляются судорожные подергивания лицевых мышц. Эти недостатки следует устранять, чтобы они не вошли в привычку и не помешали в дальнейшем.

 

Épaulement

В классическом танце встречаются различные положения фигуры: прямо (en face), в полуоборот по диагонали (épaulement), спиной и в профиль к зрителю. Наиболее распространены épaulement и en face.

Положение épaulement тесно связано с понятиями croisé и effacé.

Понятие croisé означает скрещенность линий в позе танцующего (направление поворота головы и корпуса создает как бы скрещенную линию, ноги тоже скрещены).

Понятие effacé означает развернутое положение фигуры без скрещенных линий.

Так, например, если в V позиции правая нога находится впереди, корпус повернут правым плечом вперед, голова направо — это положение épaulement croisé. Если, не меняя поворота плеч и головы, поставить правую ногу назад, скрещенность линий пропадает, фигура принимает положение épaulement effacé.

Понятия croisé и effacé тесно связаны с маленькими и большими позами классического танца.

В первом классе положение épaulement вводится во второй половине года в упражнениях на середине зала, на plié в III, IV и V позициях, затем, при изучении поз, port de bras и temps lié.

 

Устойчивость (aplomb)

Устойчивость — один из основных элементов классического танца. Положение фигуры в позах и упражнениях на всей ступне, на полупальцах и пальцах, на двух и на одной ноге должно быть уверенное, устойчивое, без смещения опорной ноги и подскоков на ней.

Сохранить длительную устойчивость на полупальцах и пальцах на одной ноге в зафиксированной позе трудно. Еще труднее не потерять устойчивость позы после большого прыжка и приземления на одну ногу, после прыжка с вращением в воздухе, а также в турах и пируэтах.

Развитие устойчивости начинается с первого класса, когда вырабатываются постановка ног и корпуса в экзерсисе у палки и умение находить центр тяжести корпуса стоя на одной или двух ногах. Положение фигуры при этом должно быть вертикальное, без наклона вперед или назад и прогиба в пояснице; спина прямая, ягодичные мышцы подтянуты. Поясница укрепляется напряжением спинных мышц. Ни в коем случае нельзя держать спину с напряженно соединенными лопатками, это неизбежно ослабляет подтянутость поясницы.

Основа устойчивости заключается в сохранении вертикальной оси, которая проходит посередине головы и корпуса и заканчивается на подушечке опорной ноги, когда стоишь на полупальцах, и на пятке, когда стоишь на всей ступне.

В тех случаях, когда корпус наклоняется вперед, перегибается назад или в сторону, равновесие удерживается благодаря правильному положению центра тяжести, а также с помощью хорошо подтянутых бедер и спины. Сохранению устойчивости на опорной ноге способствует также закрепленное в выворотном положении бедро работающей ноги и выворотность опорной.

Понятия en dehors и en dedans

Понятиями en dehors (наружу) и en dedans (внутрь) определяются вращательные движения ноги по кругу или вращения фигуры на полу или в воздухе вокруг своей вертикальной оси на одной или на двух ногах, с продвижением или на месте.

С понятиями en dehors и en dedans учащиеся впервые знакомятся при изучении rond de jambe par terre, где работающая нога из I позиции движется в направлении вперед и по дуге, в сторону и назад, замыкая круг в I позиции, то есть описывает наружный круг от опорной ноги (en dehors).

Движение ноги в направлении назад и по дуге, в сторону и вперед, описывающее круг к опорной ноге, будет en dedans.

Усвоив на rond de jambe par terre движение ноги по наружному и внутреннему кругу, значительно легче ориентироваться в en dehors и en dedans при поворотах и турах.

Все вращательные движения фигуры вокруг своей вертикальной оси (направления поворота) определяются теми же понятиями en dehors и en dedans, что и в rond de jambe par terre.

Вращение en dehors это вращение от опорной ноги слева направо, если стоять на левой ноге; en dedans к опорной ноге справа налево.

Таким образом, понятия en dehors и en dedans ложатся в основу определений вращательных движений ног и фигуры.

 

 

Plié

Полуприседание (demi plié) и глубокое, большое приседание (grand plié) развивают ахиллово сухожилие, коленные и голеностопные связки, эластичность и крепость которых играют значительную роль в классическом танце. В приседаниях, особенно глубоких, активно участвует спина, где она сохраняет прямое (вертикальное) положение, что способствует развитию и укреплению мышц поясницы.

Полуприседание (demi plié) является неотлучным спутником прыжков: эластичным и сдержанным полуприседанием начинается и заканчивается любой прыжок, поэтому ему следует уделять особое внимание не только в позициях, но и в различных комбинациях движений.

Общие замечания. Приседания в первом классе надо начинать с полуприседаний в позициях, лицом к палке. IV позиция (как и при изучении позиций ног) включается в работу последней, когда учащиеся исполняют полуприседания, держась за палку одной рукой.

Глубокое приседание изучается позже, ибо требует поставленных, выворотных и достаточно сильных ног, поставленной и закрепленной спины. Эти качества вырабатываются при изучении позиций ног, полуприседаний, battements tendus и других движений на полу. Только после этого можно перейти к изучению глубоких приседаний.

В полуприседаниях и приседаниях особое внимание обращается на выворотное положение ног, иначе ахиллово сухожилие не в полной мере включается в работу и не получает должного развития. Недопустим «завал» на внутренние стороны ступни, на большой палец. Тяжесть тела распределяется равномерно на обе ноги. Корпус должен быть прямым и подтянутым, спина без прогиба в пояснице, ягодичные мышцы напряжены и втянуты (особенно при исполнении приседаний во II позиции) )1 Мышцы ног также напряжены; колени предельно развернуты и при приседании направлены в сторону носков (колено против носка).

Приседание и выпрямление происходят равномерно без рывков, причем, достигнув предельной точки внизу, нельзя задерживаться на plié; подниматься следует сразу, не прерывая движения.

В первом классе полуприседание и полное приседание изучаются отдельно и исполняются по два раза на всех позициях каждое. Позднее возможны соединения двух полуприседаний с одним полным приседанием.

В последующих классах количество приседаний сокращается наполовину. В упражнения у палки и на середине зала добавляются движения, связанные с приседанием, поэтому не следует увлекаться излишним количеством приседаний: это расслабляет связки ног. В ежедневных занятиях и на протяжении всего курса обучения рекомендуется приседания у палки чередовать: один день исполнять их с правой ноги, другой — с левой и т. д., что даст равномерное развитие обеих ног.

DEMI PLIÉ. В полуприседаниях пятки не должны отделяться от пола. Это развивает ахиллово сухожилие, вырабатывает правильное положение ступни в прыжках, где толчок от пола делается пятками. При исполнении полуприседаний рука предварительно открывается на 2-ю позицию.

В самом начале обучения (в первом полугодии первого класса) полуприседание исполняется на два такта по 4/4, в медленном темпе. На первый такт делается приседание, на второй — выпрямление.

Во втором полугодии полуприседание исполняется на один такт 4/4. На первую и вторую четверти — приседание, на третью и четвертую — выпрямление. В последующих классах также на один такт 4/4, но темп несколько ускоряется.

GRAND PLIÉ. В глубоком приседании следует как можно дольше удерживать пятки на полу, пока они сами непроизвольно не оторвутся от него. При выпрямлении нужно стараться как можно раньше опустить пятки на пол, но не ускорять темп выпрямления ног. Обе пятки должны отделяться от пола и ставиться на пол одновременно. Все время надо сохранять предельную развернутость бедра и выворотность ступней.

В полном приседании во II позиции пятки от пола не отделяются.

На приседании в IV позиции следует правильно распределять тяжесть тела между ступнями и приседать равномерно на обеих ногах.

В первом полугодии первого класса глубокое приседание изучается в медленном темпе на два такта по 4/4. Один такт — приседание, второй — выпрямление.

Во втором полугодии приседание можно исполнять на один такт 4/4. Медленный темп сохраняется.

В последующих младших классах полное приседание исполняется в медленном темпе на один такт 4/4; в средних и старших также на один такт, но темп несколько ускоряется.

Полуприседание и глубокое приседание могут комбинироваться друг с другом или с другими движениями и исполняться на один такт 2/4.

Глубокое приседание требует координации движений ног, рук и головы при активном участии корпуса. Перед началом приседания рука открывается через 1-ю позицию на 2-ю (préparation). При исполнении глубокого приседания на середине зала на 2-ю позицию открываются обе руки. Со 2-й позиции рука опускается в подготовительное положение, проходит близко от колена, не задевая его, затем поднимается в 1-ю позицию и открывается на 2-ю. Движение руки плавное, неразрывно связанное с движением ног, начинается и заканчивается одновременно с началом и окончанием plié.

Точное распределение движения на музыкальные доли воспитывает координацию.

Опуская руку (особенно на приседаниях в IV и V позициях), надо следить, чтобы плечо не выдвигалось вперед.

Перед началом приседания голова повернута в сторону руки, открытой на 2-ю позицию, взгляд направлен на кисть. При переходе руки в подготовительное положение взгляд сопровождает ее движение, при этом голова немного опускается вниз и, не поворачиваясь, слегка склоняется к плечу, противоположному работающей руке. Затем рука поднимается до 1-й позиции, голова поднимается и поворачивается в сторону открывающейся на 2-ю позицию руки, взгляд направлен на кисть.

PLIÉ НА СЕРЕДИНЕ ЗАЛА. На середине зала полуприседание и приседание во всех позициях изучается сначала en face. Позже III, IV и V позиции исполняются в épaulement, I и II позиции — en face.

Полуприседание и полное приседание в IV позиции на середине зала может быть исполнено на croisé и на effacé.

В начале изучения приседания в IV позиции на середине зала рекомендуется держать руки, не меняя их положения: одну руку (противоположную ноге, находящейся впереди) на 1-й позиции, другую — на 2-й. Это положение помогает сохранять корпус прямым, удерживать его от поворота боком.

В дальнейшем, когда закрепится правильное положение корпуса и плеч, руки могут быть включены в работу и действовать так же, как и в других позициях.

 

Relevé

В танцевальной терминологии relevé имеет двоякий смысл: во-первых, relevé означает подъем на полупальцы или пальцы на двух или на одной ноге, во-вторых,— поднимание вытянутой ноги на различную высоту в любом направлении. Relevé — подъем на полупальцы и поднимание ноги — делается из всех позиций.

RELEVÉ — ПОДЪЕМ НА ПОЛУПАЛЬЦЫ И ПАЛЬЦЫ. В первом классе подъем на полупальцы сначала изучается лицом к палке: сперва на вытянутых ногах, затем с demi plié (plié relevé) на двух и на одной ноге. Во время подъема на полупальцы на одной ноге другая находится в положении sur le cou-de-pied впереди или сзади.

RELEVÉ — ПОДНИМАНИЕ НОГИ Relevé — поднимание вытянутой ноги на 90° — изучается раньше, чем développé, как у палки, так и на середине зала.

Relevé исполняется во всех направлениях: вперед, в сторону и назад. Сначала каждой ногой отдельно, затем одной ногой в разных направлениях. При разучивании больших поз на 90° полезно вначале делать relevé lent, а затем développé.

Посредством relevé можно, подняв ногу на 90° и согнув ее в колене (passé на 90°), принять позу attitude croisée, effacée и т. п.

Поднимание работающей ноги может быть на вытянутой опорной или на plié.

Relevé lent исполняется следующим образом: работающая нога с вытянутым подъемом и пальцами из I или из V позиции без отрыва носка от пола сначала отводится, как на battement tendu, в любом направлении и затем медленно поднимается на 90°, после чего так же медленно опускается в исходное положение, при этом вытянутый носок скользит по полу. Последовательность изучения та же, что и в développé.

Просмотров: 2415 | Добавил: alex | Рейтинг: 4.5/4
Поиск
Календарь
«  Апрель 2010  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024
    Бесплатный конструктор сайтов - uCoz