Четверг, 25.05.2017
Хореография, искусство
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Главная » 2010 » Апрель » 23 » Позиции рук
15:22
Позиции рук

Позиции рук

В классическом танце огромная роль принадлежит постановке рук. Руки являются одним из основных выразительных средств артистов балета. Они придают законченный рисунок различным позам. Кроме того, руки должны помогать при выполнении танцевальных движений, особенно вращательных, на полу и в воздухе, а также в трудных прыжках, где они оказывают активную помощь корпусу и ногам.

Постановка рук это манера держать их в определенной форме, на определенной высоте, в позициях и в других положениях, принятых в классическом танце. Три позиции рук, изучаемые в Ленинградском хореографическом училище, развивают основные направления рук и успешно выполняют задачу их постановки.

Первая позиция дает направление рукам вперед, втораянаправление в сторону, третья направление вверх. Другие положения рук нет основания считать позициями, так как они состоят из комбинации этих трех основных позиций.

Постановка рук начинается с подготовительного положения и позиций. Подготовительное положение в учебной работе является обязательным, из него руки начинают движение в позиции и в различные положения.

Подготовительное положение. Руки опущены вниз перед корпусом и на всем протяжении не соприкасаются с ним. Локти направлены в стороны, несколько согнуты, образуют овал. Кисти рук и пальцы также закруглены, ладони направлены вверх. Кисти почти соприкасаются: расстояние между ними равно примерно двум пальцам. Пальцы сгруппированы: большой палец направлен к выдвинутому вперед среднему, но не соприкасается с ним.

Плечи в подготовительном положении и во всех позициях должны быть опущены вниз, нельзя выдвигать их, отводить назад или поднимать вверх.

Первая позиция: руки подняты перед корпусом на уровне диафрагмы, немного согнуты в локтях и запястьях, образуя овал, как и в подготовительном положении. Ладони обращены к себе. Локти и пальцы на одном уровне. Плечи опущены (необходимо следить, чтобы они не поднимались и не выдвигались вперед). Кисти приближены друг к другу. Расстояние между пальцами и их положение такое же, как и в подготовительном положении.

Принятая для 1-й позиции высота рук на уровне диафрагмы совсем не случайна. На такой высоте руки могут хорошо поддерживать корпус за счет напряжения мышц верхней части руки (от плеча до локтя), что важно для pirouettes, tours в воздухе, tours chaînés и многих других движений, где руки фиксируют 1-ю позицию во время вращения. В больших прыжках 1-я позиция является своего рода трамплином перед раскрытием рук в какое-либо положение и помогает подтягивать корпус в момент взлета. Если руки подняты выше принятого уровня, они не могут помочь корпусу и теряют активность. Незначительное отклонение от уровня рук в 1-й позиции допускается только в сторону понижения, но не повышения.

Принятая высота рук дает возможность не закрывать область груди, что важно с эстетической точки зрения.

Вторая позиция: руки раскрыты в стороны на высоте плеч. Плечи, локти и кисти находятся на одном уровне. Локти обращены назад, линия рук дугообразная, ладони повернуты к зрителю. Положение пальцев то же, что в подготовительном положении и в 1-й позиции. Необходимо следить за тем, чтобы руки не заходили назад, а были немного впереди плеч.

Во время упражнений нужно тщательно соблюдать правильность положения рук, уровень которых поддерживается мышцами плеча и предплечья. Плечи не должны подниматься.

Руки, поднятые на уровень плеч, сохраняют правильное горизонтальное положение. Если их поднять выше этого уровня, неизбежно поднимутся плечи. Если же плечи удерживать на месте, а руки поднимать выше уровня плеч, невозможно сохранить правильную линию: обязательно будут опускаться локти.

Руки, опущенные несколько ниже уровня плеч, могут и не нарушать правильной линии, однако сами они будут казаться пассивными.

Третья позиция: руки подняты вверх и образуют овал над головой. Кисти сближены, как в подготовительном положении и в 1-й позиции. Ладони обращены вниз. Положение пальцев прежнее.

Преподавателю нужно следить за тем, чтобы локти не шли вперед, а кисти рук не опускались.

Руки не должны быть над головой, тем более недопустимо, чтобы руки заходили за голову. Они должны быть слегка впереди головы, что является обязательным (особенно для мужчин), так как при отведении рук назад развитые плечевые мышцы поднимаются и создается впечатление поднятых плеч, а в профильном положении фигуры лицо закрывается руками.

Правильность положения рук в 3-й позиции можно проверить. Для этого, не поднимая головы, нужно посмотреть наверх; если при этом видны мизинцы, значит, 3-я позиция установлена правильно; если же видны все пальцы, руки следует отвести немного назад, чтобы были видны только мизинцы. Если мизинцев не видно, значит" руки зашли назад слишком далеко и их следует подвинуть вперед. Такую проверку проводят до тех пор, пока ученики не овладеют навыком правильно определять положение рук в 3-й позиции по зеркалу и по ощущению.

Прочие положения рук. Помимо трех перечисленных позиций, в учебной работе и в сценическом танце имеются промежуточные положения рук или, как их называют, полупозиции. Например, между подготовительным положением и 1-й позицией (примерно на уровне пояса) вперед и в сторону, между 2-й и 3-й позициями в закругленном или вытянутом положении.

Положение рук в arabesques совсем иное, чем в позициях или в позах с закругленной линией. В arabesques обе руки вытянуты свободно, без напряжения. Ладони обращены вниз. Кисти и пальцы продолжают прямую линию рук. Пальцы сгруппированы: большие приближены к средним. Такое же положение рук сохраняется и в целом ряде других поз, например в attitude allongée и т. д.

ПЕРЕХОД РУК ИЗ ОДНОЙ ПОЗИЦИИ В ДРУГУЮ. Изучение позиций рук происходит на середине зала в следующем порядке: из подготовительного положения руки поднимаются в 1-ю позицию, затем переходят в 3-ю, раскрываясь, опускаются во 2-ю, после чего заканчивают движение в исходном положении. Такая последовательность наиболее логична для изучения позиций в движении.

Первоначальное изучение происходит в медленном темпе, с фиксацией положения рук в каждой позиции. Если исполнение идет на 3/4, то на первый такт руки поднимаются в 1-ю позицию, второй такт — выдерживаются в позиции и т. д.

В развитии мягкости и выразительности рук важную роль играют кисти. Они делают руки живыми и «говорящими».

При поднимании и опускании рук, при переходе с одной позиции на другую движение начинается от кисти. Особенно активным движение кистей должно быть при раскрывании рук с 1-й позиции на 2-ю и с 3-й позиции на 2-ю. В эти моменты овальная линия рук несколько распрямляется, что придает им выразительность.

Наиболее тщательно надо тренировать переход рук с 3-й позиции на 2-ю и со 2-й позиции в подготовительное положение. По мере раскрывания рук с 3-й позиции на 2-ю надо следить, чтобы кисти не поворачивались ладонями вверх, а постепенно раскрывались ладонями к зрителю. При этом локти не опускаются, а поддерживают закругленную линию рук.

Опуская руки со 2-й позиции в подготовительное положение, надо слегка приподнять их, несколько вскинув вверх кисти, повернутые в этот момент ладонями вниз. Овальная линия рук немного распрямляется. При опускании рук кисти отстают и на ходу постепенно закругляют линию.

Учебное поднимание рук из подготовительного положения на 2-ю позицию происходит через 1-ю позицию. Поднимание в 3-ю позицию через 1-ю и 2-ю позиции.

Опускание рук с 3-й позиции в подготовительное положение происходит через 2-ю позицию. С 3-й позиции на 2-ю руки опускаются, раскрываясь в стороны, но могут пройти и через 1-ю позицию.

УЧАСТИЕ РУК В ЭКЗЕРСИСЕ. В статичном положении или в прыжке, в момент фиксации позы руки сохраняют четкость линии. При движении одной или двух рук нужно следить, чтобы они не заходили за линию центра фигуры, когда находятся впереди корпуса или перед головой.

В упражнениях у палки руки, как правило, сохраняют постоянное положение: одна на 2-й позиции, другая на палке. 2-я позиция наиболее удобна и полезна в работе, поэтому она применяется как основная (особенно в младших классах). При исполнении упражнений на середине зала, на полупальцах руки, открытые на 2-ю позицию, помогают сохранять устойчивость.

Многие упражнения у палки и на середине зала начинаются с предварительного открывания рук в позицию (чаще всего во 2-ю) и комбинированные положения. Это является подготовкой к упражнению préparation.

Вначале поднимается в 1-ю позицию рука, затем нога из исходной позиции (I или V) одновременно с рукой открывается на II позицию. Для некоторых упражнений в préparation рука и нога начинают движение вместе (например, préparation перед rond de jambe par terre).

В первом классе в первом полугодии préparation исполняется на вступительный такт 4/4. На первую и вторую четверти рука поднимается в 1-ю позицию, на третью и четвертую четверти отводится на 2-ю позицию.

Во втором полугодии и в следующих классах одна или обе руки перед упражнением поднимаются в требуемую позицию на вступительный такт 2/4, исполняемый аккордами. В момент поднимания руки в 1-ю позицию голова поворачивается прямо, взгляд сопровождает кисть. Дальше голова слегка склоняется к плечу, противоположному поднятой руке, затем вместе с движением руки поворачивается в сторону руки, открываемой на 2-ю позицию. Взгляд сопровождает кисть.

После упражнения руки опускаются в подготовительное положение на заключительный такт 4/4 (в старших классах — на два заключительных аккорда).

В ряде упражнений у палки и на середине зала (например, в battements développés fondus и т. д.) для развития координации одна или обе руки могут начать движение одновременно с ногами на начало музыкальной фразы и так же одновременно закончить его на конец музыкальной фразы.

Просмотров: 6948 | Добавил: alex | Рейтинг: 4.8/5
Поиск
Календарь
«  Апрель 2010  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2017
    Бесплатный конструктор сайтов - uCoz