Важнейшее значение
драматургии балетного спектакля придавал французский балетмейстер Жан
Жорж Новер (1727— 1810). В своих «Письмах о танце и балетах» он,
размышляя о хореографической драматургии, предлагал тщательно подходить к
разработке сюжета для балетного спектакля, к его выбору, говорил о
выразительном танце, в котором бы раскрывался человеческий характер.
«Я
полагаю, что напрасно называли балетами все эти роскошные спектакли,
все эти блестящие празднества, в которых сливались воедино богатство
декораций, чудеса театральных машин, великолепие одежд, пышность
сценического убранства... пленительность танцев и дивертисментов и
возбуждающий интерес опасных сальто-мортале и всяких тур-де-форсов... Но
я все же не могу взять в толк, как можно давать подобным дивертисментам
название танца, если в танце этом нет никакого действия, если он ничего
не выражает...» — писал хореограф. Он много говорил в своем
теоретическом труде о единстве музыки и хореографии, подчеркивая, что в
музыке уже должна быть заложена драматургия, которую постановщику
предстоит раскрыть в танцевальном решении.
Новер сотрудничал с такими
композиторами, как Моцарт, Глюк, искал сюжеты для своих сочинений в
трагедиях Еврипида и Корнеля, стремился доказать тем самым, что
искусство танца способно раскрывать значительные сюжеты, показывать
глубокие переживания людей.
В своей практической деятельности автор
«Писем...» стремился реализовать свои новаторские идеи в таких
спектаклях, как «Медея и Язон», «Отомщенный Агамемнон», «Смерть
Геркулеса» и др.
Новер достаточно трезво оценивал удельный вес
реализма в балетах своего времени, считая, что искусство действенного
танца еще находится в стадии младенчества — ребенок лепечет отдельные
звуки или простые слова.
Теоретический труд Новера «Письма о танце и
балетах» сохранил свою актуальность и до настоящего времени. Почти ни
одно теоретическое положение, высказанное в свое время реформатором, не
устарело сейчас. Значение драматургии и художественного образа в
балетном спектакле, стремление к «подражанию жизни», к раскрытию мыслей и
чувств героев произведения посредством танцев и пантомимы, союз
хореографа и композитора, т. е. единство музыкального и
хореографического решений, принцип контраста в построении спектакля,
значение хореографического сценария — все это проблемы, волнующие
деятелей балета и сегодня, поскольку аналогичные задачи им приходится
решать и ныне.
Однако не следует забывать, что понимание этих
проблем, поиски путей их решения в каждую эпоху отличались друг от
друга, усложнялись, углублялись, расширялись, приближаясь все больше и
больше к реалистическому истолкованию хореографического образа,
драматургии балетного спектакля.
Говоря о творчестве Новера, следует
всегда помнить, что на его реформаторскую деятельность влияли
грандиозные свершения, которые имели место в литературе и музыке того
времени. Речь идет о комедиях Бомарше, симфониях и операх Моцарта,
Гайдна, которые, естественно, влияли на все жанры искусства, в том числе
и на хореографию.