Итальянец Гаспаро Анджолини (1731 —1803) был
учеником австрийского балетмейстера Ф. Гильфердинга, чьи прогрессивные
идеи он последовательно утверждал в своем творчестве. Драматургию
спектакля Г. Анджолини выстраивал с помощью танца и музыки, которой
придавал большое значение в балетном спектакле, и всегда старался иметь
дело с серьезными авторами, например с Глюком, которому, в частности,
принадлежит партитура балета «Дон Жуан». В этом спектакле драматургия
музыкальная и хореографическая как бы сливались воедино. Заслугой
Анджолини является то, что он старался наделить своих героев
национальными характеристиками и тем сделать их более живыми. Так,
например, в 1767 году в Москве им был поставлен балет «Забавы о
святках», для чего он стремился изучать русские песни и пляски. В 1779
году один из современников писал об этом балете: «Вместя в музыку балета
русские мелодии, сим новым ума своего произведением удивил всех и
приобрел себе всеобщую похвалу».
Анджолини стремился отразить в своем
творчестве современность, но делал это в аллегорической форме. Его
«Новые аргонавты» воспевали победу русского флота над турецким при
острове Хиос, а «Торжествующая Россия» посвящалась разгрому русскими
войсками турецкой армии. Аллегорические персонажи Анджолини имели не
только жизненные человеческие черты, но и конкретные прототипы.
Драматургия его аллегорических балетов была основана на сюжетах, взятых
из жизни. Таким было кредо этого художника, внесшего значительный вклад в
развитие хореографической драматургии, в сближение балетного театра с
жизнью.
Знаменитые хореографы XVIII века стояли на тех позициях, что
балетный театр должен показывать правду жизни и добиваться
естественности образов. «Галантные пасторали музыкального театра,
фейерические оперы-балеты с игривыми сюжетами и дразнящей
чувственностью, с изысканной, но бездушной зрелищностью они предложили
сдать в архив. Взамен предлагались естественность характеров и правда
чувств в согласии с современной философией и литературой», — пишет В.
Красовская.