В этом упражнении участвуют корпус,
руки и голова; мышцы и связки ног растягиваются и сокращаются в спокойных
медленных движениях. Тело танцовщика подготавливается к более сложным движениям
(«разогревается»), и поэтому рационально начинать урок с приседаний.
Второе упражнение — battements tendus, соединенные с battements
jetés,— в котором
приобретаются постановка ног, выворотность, активно вводятся в работу все
группы малых и больших мышц. Это основные движения, тренирующие и вырабатывающие
силу ног.
Battements tendus jetés органически
связаны с battements tendus, поэтому
исполняются непосредственно за ними. Темп исполнения, по сравнению с battements tendus, ускоряется в два раза.
Третье упражнение — ronds de jambe par terre (в средних и старших классах указанные
движения соединяются с большими ronds de jambe jeté).
Grand rond de jambe jeté — это усложненное
продолжение rond de jambe par terre, исполняемое
энергичным броском ноги на 90°.
Оба эти движения, наиболее эффективные
во всем экзерсисе, выполняют общие (но различные по степени сложности) функции,
направленные на развитие вращательной подвижности тазобедренного сустава, от
которой зависит диапазон выворотности ног.
В заключение комбинаций ronds de jambe исполняются portde bras, подготавливающие корпус и руки для
следующих упражнений, где их участие становится шире и активнее, так как
движения усложняются, вводятся pirouettes и повороты.
Четвертое упражнение — battements fondus. Это первое движение, в котором опорная
нога поднимается на полупальцы, подготавливаясь к дальнейшей, более усиленной
работе.
Fondus вырабатывают мягкость приседания и эластичность,
необходимые в прыжках. Эти движения можно сравнить с растяжениеми сдержанным сокращением тугой резиновой ленты.
К battements
fondus присоединяются frappés и doubles frappés, которые исполняются резко и энергично.
Это приучает мышцы и сухожилия быстро (контрастно) переключаться с мягких,
плавных движений на резкие (стаккато).
Пятое упражнение — ronds de jambe en l'air, разрабатывающие подвижность коленного сустава и придающие его связкам
силу и эластичность.
Ronds de jambe en l'air — круговые
движения ноги в воздухе на высоте 45° — могут комбинироваться с pirouettes и petits battements sur le cou-de-pied. Здесь также
происходит переключение работы мышц и связок. Рекомендуется исполнять ronds de jambe en l'air и на 90°: они вырабатывают силу бедра и
подготавливают ногу к длительной работе (с выворотным бедром) на этой высоте.
Шестое упражнение — petits battements sur le cou-de-pied — вырабатывает быстрое, свободное
владение нижней частью ноги (от колена до носка) при выворотном и неподвижном
положении верхней части. С battements sur le cou-de-piedможнокомбинировать pirouettesиповороты.
Седьмое упражнение — battements développés. Это самое трудное движение экзерсиса; оно
исполняется на 90° и выше и требует всесторонней подготовки.
Développés развивают шаг и силу бедра, что помогает удерживать
ногу на предельной высоте.
Développés подготавливают тело к сложным adagio на середине зала, а также к прыжкам, где сила бедер необходима при толчке
от пола и мягкого полуприседания после прыжка.
Восьмое упражнение, завершающее
экзерсис,— grands battements jetés (большие батманы).
Они развивают шаг значительно
активнее, чем développés: большой, энергичный бросок ноги способствует развитию внутренних бедренных
мышц и сухожилий, усиливает работу тазобедренного сустава, что является главным
в развитии шага '.
Подводя итог экзерсису у палки, мы
видим, что каждое упражнение вносит в работу мышц, тазобедренного и коленного
суставов новое дополнение: вводится подъем на полупальцы, комбинации становятся
более сложными, в ряде движений ускоряется темп (например: ronds de jambe
en l'air, petits battements sur le cou-de-pied и т. п. сначала
исполняются четвертями, затем на восьмые и шестнадцатые доли).
Большая нагрузка падает в экзерсисе
и на опорную ногу, сильно вытянутую, выворотную и принимающую на себя тяжесть
всего тела.
Корпус во всех упражнениях находится
в вертикальном и подтянутом положении, за исключением моментов, когда его наклона, перегиба или поворота требует
комбинация.
В движениях рук по позициям и в
позах вырабатывается мягкость. Постановка рук и закрепление правильной формы
происходят главным образом на 2-й позиции.
Всевозможные наклоны и повороты
головы сопровождают все движения экзерсиса начиная с первого упражнения у
палки.