Пять выворотных позиций ног —
основные положения при исполнении движений в классическом танце.
Первая позиция: ступни развернуты носками в стороны по
одной прямой линии, выворотно, пятки соединены.
Вторая позиция: ступни также развернуты по одной прямой,
но пятки отстоят одна от другой на расстоянии длины ступни.
Третья позиция: ступни стоят одна перед другой, пятка одной
ноги плотно примыкает к середине ступни другой.
Четвертая позиция: ступни ног стоят параллельно одна против
другой на расстоянии длины ступни. Носок одной ноги приходится против пятки
другой.
Пятая позиция: ступни стоят выворотно, одна перед другой,
и плотно примыкают друг к другу. Носок одной ноги должен находиться у пятки
другой.
ИЗУЧЕНИЕ ПОЗИЦИЙ НОГ. 1.
Первоначальное изучение позиций ног происходит лицом к палке в течение примерно
двух недель.
Встать к палке лицом, поставить ноги
пятками вместе, носки слегка развернуть (не выворотно). Мышцы ног напряжены,
колени вытянуты, кисти рук находятся на палке, напротив плеч, и не обхватывают
палку, а свободно лежат на ней (большой палец, присоединенный к остальным,
также лежит сверху палки). Пальцы соприкасаются между собой. Локти свободно
опущены и находятся несколько впереди корпуса против кистей рук. Голова
держится прямо. Взгляд направлен вперед. Корпус поставлен вертикально, желудок
подтянут, ягодичные мышцы подобраны и напряжены, плечи опущены, грудная клетка
раскрыта. Лопатки не сжимаются, а находятся в спокойном состоянии.
Подготовив правильное положение всей
фигуры, встать в I позицию. Для этого, не сдвигая пятку и не отделяя ее от
пола, отвести назад до выворотного положения ступню правой ноги. Вслед за этим
развернуть и левую ступню так, чтобы обе ступни образовали прямую линию.
Тяжесть корпуса распределяется равномерно на обеих ногах.
Переходя из I позиции на II, правую,
работающую1 ногу с вытянутым подъемом и пальцами отвести в сторону по прямой линии,
одновременно передав тяжесть корпуса на левую, опорную2 ногу, которая в момент движения остается
неподвижной и выворотной. При опускании пятки работающей ноги на пол на II позицию
тяжесть корпуса распределяется равномерно на обе ноги. Руки легко скользят по
палке и перемещаются, положение кистей против плеч сохраняется.
Переходя в III позицию, вытянуть подъем и пальцы правой
ноги, передать тяжесть корпуса на левую ногу и продвинуть кисти рук по палке,
положив их против плеч. Работающая нога по прямой линии движется к опорной.
Поставив ноги в III позицию (пятка одной плотно прижата к середине стопы другой), передать
тяжесть корпуса равномерно на обе ноги.
После усвоения III позиции изучается V позиция (также лицом
к палке); с IV позицией, как самой трудной, знакомятся в последнюю очередь,
причем только тогда, когда усвоены І, II, III и V позиции лицом к палке и учащиеся продолжают их изучение, держась за
палку одной рукой.
Для перехода из III позиции в V передать центр тяжести корпуса
на левую, опорную ногу, отвести работающую правую с вытянутыми подъемом и
пальцами вперед так, чтобы носок работающей ноги пришелся против пятки опорной.
Затем работающая нога возвращается к опорной и ставится в V позицию. Тяжесть
корпуса распределяется равномерно на обе ноги.
Исполнив лицом к палке I, II, III и V позиции с правой ноги, повторить их с
левой.
Ознакомив учащихся с позициями и с
переменой ног в позициях, следует ввести в упражнение музыкальное
сопровождение. Темп медленный. В каждой позиции стоят четыре такта по 4/4 или
восемь тактов по 2/4- В дальнейшем такое количество тактов потребуется и для
приседаний во всех позициях. Перемена ноги на следующую позицию происходит на
вступительный такт 4/4.
На первую четверть нога с вытянутым
подъемом и пальцами отводится в нужном направлении; на вторую четверть выдерживается
в вытянутом положении; на третью четверть ставится в црзицию; на четвертую
положение сохраняется.
В дальнейшем, на приседаниях,
перемена ноги в позициях делается слитно. Отведение работающей ноги в сторону и
возвращение в исходную позицию происходит на последнюю восьмую такта 4/4. Таким
образом сохраняется целостность музыкально-хореографической фразы.
После усвоения позиций ног изучаются
подготовительное по ложение и позиции рук. Дальнейшие движения ног по позициям
сопровождаются движениями рук.
Дальнейшее изучение позиций ног
происходит боком к палке. Учащиеся левой рукой берутся за палку, слегка
обхватывают ее пальцами. Локоть согнутой левой руки свободно опущен и находится
немного впереди корпуса. Правая рука остается в подготовительном положении.
Голова повернута к правому плечу. Ступни ног поочередно разворачиваются в I
позицию.
Изучению следующих позиций ног и
переходу из одной позиции в другую предшествует préparation (подготовительные движения руки и головы).
Вводится музыкальное сопровождение. Счет 4/4. На первую и вторую четверти рука
поднимается в 1-ю позицию, на третью и четвертую открывается на 2-ю позицию.
Затем в начале музыкальной фразы на протяжении первого такта рука со 2-й
позиции опускается вниз, в подготовительное положение. Движение повторяется два
раза.
Далее следуют II, III, IV и V
позиции, также сопровождаемые движениями руки и головы. При перемене позиций
ног рука остается на 2-й позиции, голова повернута в сторону руки, взгляд
направлен на кисть.
Отведение в сторону и приведение в
исходное положение работающей ноги и перемещение центра тяжести тела на опорную
ногу при переходе во II позицию и из II позиции в III такое же, как и при
изучении позиций ног лицом к палке.
Переходя из III позиции в IV,
следует передать тяжесть корпуса на левую ногу, правую перевести вперед,
вытянув подъем и пальцы. Носок работающей ноги должен быть напротив пятки
опорной. Опуская пятку на пол, отвести носок назад. Таким образом, ступня
примет выворотное положение параллельно левой ноге. В момент развертывания
ступни работающая нога в верхней части (в бедре) слегка подтягивается к опорной
и занимает положение IV позиции. При опускании пятки на пол корпус подается
вперед, и его тяжесть распределяется на обе ноги.
Переходя из IV позиции в V, вытянуть
подъем и пальцы правой ноги, свободно продвинув носок вперед, и передать
тяжесть корпуса на левую ногу. Правая нога движется к левой (ступня постепенно
принимает выворотное положение) и ставится в V позицию.
По окончании упражнений рука
опускается в подготовительное положение (на заключительный такт 4/4). Исполнив
упражнения с правой ноги, проделать их с левой.
Общие замечания. Ступни ног, поставленные в позицию, не
должны опираться на большой палец или мизинец.
При перемене ног и стоя в позициях
необходимо сохранять правильное положение всей фигуры: рук, корпуса, головы.
Ступню с выворотной пяткой следует вести, не отделяя носка от пола, при
выворотном положении всей ноги.
Отводя работающую ногу в требуемое
положение, пятку не следует сразу отделять от пола: предварительно надо слегка
нажать пяткой на пол, но этот нажим не должен препятствовать свободному
скольжению ступни по поверхности пола. Сначала скользит вся ступня, затем вытягиваются подъем и пальцы.
При возвращении работающей ноги к
опорной носок скользит, не отрываясь от пола, затем мягко сгибается подъем,
опускается пятка, и вся ч ступня, коснувшись пола, завершает скользящее
движение.