Обучение классическому танцу
начинается с экзерсиса.
В экзерсисе разносторонне
развивается мускулатура ног, их выворотность, шаг и plié (приседание); постановка корпуса, рук и
головы, координация движений. В результате ежедневной тренировки фигура
приобретает подтянутость, вырабатывается устойчивость; будущий артист балета
приучается к правильному распределению тяжести тела на двух и на одной ноге.
Экзерсис начинается у палки, затем,
по мере усвоения движений, переносится на середину зала. За упражнениями на
середине зала следует adagio и allegro.*] Навыки,
приобретаемые учащимися в экзерсисе, должны поддерживаться ежедневной
тренировкой, основанной на строгих методических правилах.
Нагрузку в течение урока следует
распределять равномерно во всех упражнениях. Если преподаватель находит
необходимым увеличить количество повторений какого-либо движения, то следующее
упражнение следует сократить, так как всякая физическая перегрузка вредна: она
приводит к расслаблению мышечной системы и связок, в результате чего легко
повреждаются ноги.
Последовательность экзерсиса не
должна быть случайной. В зависимости от степени трудности, следует учитывать
полезное и логичное сочетание движений, не соединяя их в комбинации только ради
рисунка упражнения.
В первом классе экзерсис у палки и
на середине зала исполняется на всей ступне.
Во втором классе в экзерсис у палки
вводится подъем на полупальцы, при этом первая половина упражнения исполняется
на всей ступне, вторая — на полупальцах, позже полностью на полупальцах.
В третьем и последующих классах
экзерсис у палки и на середине зала исполняется полностью на полупальцах.
Маленькое и большое adagio — также с максимальным применением подъема на полупальцы.
В младших классах рекомендуется
подъем на низкие полупальцы, что дает большую возможность сохранять
выворотность (еще недостаточно разработанную и закрепленную), за исключением préparations к pirouettes и pirouettes, исполняемых всегда на высоких
полупальцах.
В средних и старших классах экзерсис
у палки, на середине зала и adagio можно исполнять на высоких полупальцах, при этом необходимо следить за
выворотностью ног. Учащимся с маловыворотными ногами следует ограниченно
пользоваться подъемом на высокие полупальцы.
На высоких полупальцах значительно
труднее сохранять выворотность опорной ноги, но при тренировке необходимо
вводить их, так как ахиллово сухожилие, икроножная, ягодичная и трехглавая
(бедренная) мышцы активнее включаются в работу; сильнее развивается и
укрепляется свод ступни, нога приобретает красивую законченную линию в больших
позах, tours, pirouettes, tours chaînésи в других движениях.